МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Н.П. Попова, О.О. Якименко
Зоопсихология и сравнительная психология


Тесты для самоконтроля знаний студентов
Москва - 2001

Рекомендации к тестам "Зоопсихология и сравнительная психология"

Тестовые контрольные вопросы по курсу "Зоопсихология и сравнительная психология" могут быть использованы как в процессе учебной работы, так и для проведения итогового зачетного занятия.

Вопросы сгруппированы по 10 темам, соответствующим разделам действующей учебной программы ("Зоопсихология и сравнительная психология", Москва, 1998, Н.П. Попова, О.О. Якименко). По каждой теме студенту предлагается 5 вопросов. На каждый вопрос дано 5 вариантов ответа, один из которых является наиболее полным, и, следовательно, правильным. Предлагаются следующие критерии оценок знаний:

Тема 1. Основные направления исследований зоопсихологии и сравнительной психологии

1. Какой недостаток полевых исследований психики животных?

а) объективная регистрация поведения;
б) знание повадок;
в) возможность киносъемки;
г) одиночные наблюдения;
д) точное протоколирование.

2. Какой недостаток лабораторных исследований психики животных?

а) полноценное питание;
б) хороший уход;
в) условия изоляции;
г) наблюдение за здоровьем;
д) отсутствие естественных врагов.

3. Почему о психических процессах животных судят по его поведению?

а) поведение и психика - это одно и то же;
б) у животных отсутствует речь;
в) поведение возможно оценить количественно;
г) изучать поведение легче, чем психику;
д) животные характеризуются элементарным уровнем психического развития.

4. В чем прикладной аспект зоопсихологии и сравнительной психологии?

а) в искусственном размножении животных - для пищи человека;
б) в сохранении всего разнообразия фауны;
в) в познании закономерностей формирования психики человека в филогенезе;
г) в уничтожении опасных животных;
д) в выведении декоративных пород.

Тема 2. Инстинктивное поведение

1. Какие из перечисленных форм поведения не являются инстинктивными?

а) оборонительное;
б) орудийно-конструктивное;
в) пищевое;
г) ориентировочное;
д) половое.

2. Укажите эндогенный фактор активно-оборонительного поведения?

а) высокий уровень тестотерона;
б) низкий уровень тестотерона;
в) снижение в крови уровня глюкозы;
г) пониженная возбудимость нервной системы;
д) условия низкой освещенности.

3. Какова функциональная роль ключевых раздражителей?

а) облегчает ориентировку в пространстве;
б) способствует приобретению навыков;
в) вызывает спячку;
г) вызывает инстинктивное поведение;
д) способствует адаптации к неблагоприятным условиям.

4. Ведущая роль в инстинктивном поведении принадлежит ...

а) генотипу;
б) индивидуальному опыту

5. Какова последовательность перечисленных поведенческих актов, составляющих структуру полового поведения птиц?

а) поиск полового партнера;
б) поиск территории гнездования;
в) откладывания и высиживание яиц;
г) брачные танцы и песни;
д) уход за потомством.

Тема 3. Научение

1. Какое биологическое значение имеет факультативное научение?

а) обеспечивает выживание особи;
б) обеспечивает сохранение вида;
в) облегчает адаптацию к среде обитания;
г) повышает иммунные свойства организма;
д) безразлично для животных;

2. Какое из перечисленных условий не является строго обязательным при выработке классических условных рефлексов?

а) одновременное действие условных и безусловных раздражителей;
б) предшествование условного раздражителя безусловному;
в) многократное повторение одновременного действия условного и безусловного раздражителей;
г) отсутствие посторонних раздражителей;
д) действие раздражителей пороговой и надпороговой силы.

3. Какое биологическое значение имеет облигатное научение?

а) обеспечивает выживание особи;
б) обеспечивает сохранение вида;
в) облегчает адаптацию к внешним условиям;
г) повышает иммунные свойства организма;
д) безразлично для животных.

4. Дрессировка животных основана на ...

а) только положительном подкреплении;
б) только на отрицательном подкреплении;
в) сочетании положительного и отрицательного подкрепления;
г) строгом чередовании положительного и отрицательного подкрепления;
д) подражании.

5. Какое условие является необходимым для формирования у животных навыков?

а) создание проблемной ситуации;
б) повторяемость, тренировка двигательного акта;
в) высокая возбудимость нервной системы;
г) присутствие сородичей;
д) внутривидовая борьба;

Тема 4. Элементарная рассудочная деятельность

1. Кто из перечисленных ученых одним из первых признавал наличие у животных элементарной рассудочной деятельности?

а) И.М. Сеченов;
б) И.П. Павлов;
в) Ч. Дарвин;
г) П.К. Анохин;
д) В. Келер.

2. Изучая орудийную и конструктивную деятельность, какое животное Н.Н. Ладыгина-Котс выбрала объектом исследования?

а) грызунов;
б) хищных;
в) насекомых;
г) птиц;
д) антропоидов.

3. Какой смысл вложил В. Келер в понятие "инсайт"?

а) решение задачи путем проб и ошибок;
б) внезапное решение;
в) решение на основе длительного индивидуального опыта;
г) генетически запрограммированная программа;
д) решение задачи на основе подражания.

4. Образное мышление животных по И.С. Беритову связано с работой ...

а) звездчатых нейронов коры;
б) малых пирамидных нейронов;
в) больших пирамидных нейронов;
г) веретенообразных нейронов;
д) зернистых нейронов.

5. Согласно работам Л.В. Крушинского наиболее высокий уровень элементарной рассудочной деятельности характера для ...

а) белых крыс;
б) серых крыс;
в) уток;
г) кошек;
д) дельфинов.

Тема 5. Развитие психики животных в пренатальном периоде

1. В чем основная концепция теории системогенеза П.К. Анохина?

а) развитие сенсорных систем опережает развитие двигательных систем;
б) развитие двигательных систем опережает развитие сенсорных;
в) развитие сенсорных и двигательных систем происходит параллельно;
г) гетерохронное созревание различных функциональных систем;
д) гетерохронное созревание различных сенсорных систем;

2. Основным результатом исследований Куо на куринных эмбрионах было ...

а) установление влияния температуры на двигательную активность эмбриона;
б) установление влияния влажности на двигательную активность эмбриона;
в) установление очередности появления движений;
г) установление рефлекторного характера движений;
д) установление корреляции двигательной активности и скорости вылупления.

3. Акустические контакты между эмбрионами и родительскими особами у птиц ...

а) не влияют на скорость вылупления;
б) ускоряют развитие;
в) замедляют развитие;
г) обеспечивают синхронность вылупления;
д) тренировка голосового аппарата.

4. Почему повышение филогенетического уровня развития обнаруживает обратную корреляцию с незрелорождаемостью?

а) психика и поведение незрелорождающихся животных более пластично;
б) психика и поведение незрелорождающихся животных более сложно;
в) психика и поведение незрелорождающихся животных более консервативно;
г) психика незрелорождающихся животные обнаруживают большую вариабельность психики и поведения;
д) незрелорождающиеся животные обладают большей устойчивостью к стрессовым воздействиям.

5. Какая чувствительность появляется первой в эмбриональный период развития?

а) зрительная;
б) слуховая;
в) тактильная;
г) обонятельная;
д) мышечная.

Тема 6. Развитие животных в раннем постнатальном онтогенезе

1. Назовите условия запечатлевания реакции следования за матерью.

а) возможно только в сенситивный период;
б) возникает сразу;
в) родительская особь должна двигаться;
г) родительская особь должна издавать звуки;
д) необходимо сочетание всех вышеперечисленных условий.

2. Какова биологическая роль полового запечатлевания?

а) обеспечивает нормальное размножение;
б) препятствует размножению;
в) повышает уровень половых гормонов;
г) необходимое условие для сексуальных игр;
д) обеспечивает подчинение самок самцами.

3. Какое биологическое значение пищевого запечатлевания?

а) помогает животному распознавать съедобное от несъедобного;
б) определяет пищевое предпочтение.

4. Как влияет сенсорно-обогащенная среда на развитие психики животных?

а) не оказывает никакого влияния;
б) стимулирует развитие психики;
в) тормозит развитие психики;
г) способствует формированию агрессии;
д) способствует формированию трусости.

5. Как влияет физическая и психическая депривация на развитие психики животных?

а) вызывает трусость;
б) не нарушает коммуникации;
в) способствует появлению привязанности к человеку;
г) улучшает обучаемость;
д) не оказывает никакого влияния.

Тема 7. Развитие психики животных в ювенильном периоде

1. Что неверно из перечисленных утверждений о природе и биологическом значении игры?

а) упражнения;
б) расход избытка энергии;
в) эмоциональная разрядка;
г) результат повышенного обмена веществ;
д) проигрывание взрослой жизни.

2. В чем основное значение совместных игр животных?

а) в игре становится веселее;
б) учатся друг у друга;
в) подражают друг другу;
г) устанавливают иерархические отношения;
д) изгоняют слабых.

3.Какая из перечисленных функций не характерная для игр животных?

а) совершенствование координации;
б) познавательная функция;
в) формирование общения;
г) необходимое условие роста;
д) приобретение опыта избегания опасности.

4. Какой из признаков не является характерным для игры животных?

а) незавершенность действий;
б) приглашение к игре;
в) смешивание различных типов поведения;
г) констатность поведенческих актов;
д) несовершенная координация.

5.Назовите отличительный признак игровой деятельности дельфинов?

а) константность игр;
б) разнообразие игр;
в) продолжительность игр;
г) кратковременность игр;
д) отсутствие одиночных игр.

Тема 8. Развитие элементарной сенсорной психики

1. Какой способ передвижения не характерен для простейших?

а) ползание;
б) парение;
в) амебоидный;
г) с помощью ресничек;
д) с помощью жуликов.

2. Чем обусловлены таксисы простейших?

а) функцией ядер;
б) функцией клеточного центра;
в) функцией митохондрий;
г) рецепторными свойствами мембраны;
д) функциями рибосом.

3. Привыкание - это ...

а) простейшее научение;
б) оборонительный рефлекс;
в) ориентировочная реакция;
г) двигательная реакция;
д) фагоцитоз.

4. Под каким номером нарушена последовательность этапов эволюции нервной системы?

а) сетчатая;
б) узловая ганглиозная;
в) лестничная и периферическая;
г) радиальная ганглиозная.

5. Почему усложнение нервной системы в процессе эволюции рассматривают как ароморфоз?

а) происходит лучшее приспособление к условиям существования;
б) животные выживают в борьбе с врагом;
в) усложняется психика и поведение при любых условиях обитания;
г) животное выбирает лучшее место для размножения;
д) проявляет настойчивость в добывании корма.

Тема 9. Развитие прецептивной психики

1. Какой признак не является обязательной характеристикой для сообщества?

а) скопление особей;
б) относительная константность численности;
в) постоянство возрастного состава;
г) постоянство полового состава;
д) индивидуальное знание особями друг друга.

2. Каков количественный состав семьи медоносной пчелы?

а) 1-2 матки, несколько сот трутней, несколько десятков тысяч рабочих пчел;
б) количество маток, трутней и рабочих пчел одинаково;
в) больше всего трутней;
г) количество маток и рабочих пчел одинаково;
д) трутни отсутствуют.

3. Какую функциональную роль выполняют танцы пчел?

а) насекомые отдыхают;
б) передают информацию о местоположении и величине взятка;
в) брачный ритуал;
г) условия образования меда;
д) повышение температуры в улье.

4. Из каких яиц развивается рабочая пчела?

а) оплодотворенных;
б) неоплодотворенных.

5. Почему семью медоносных пчел называют сверхорганизмом?

а) в одиночестве пчелы погибают;
б) одна пчела не способна выполнить все разнообразие функций по сбору нектара и выработке меда;
в) одна пчела не может построить соты;
г) только сообщество пчел способно к функционированию;
д) рабочие пчелы не способны к размножению.

Тема 10. Общая характеристика высшего уровня сенсорной и перцептивной психики

1. Какова морфо-функциональная организация нервной системы высших позвоночных животных?

а) головной ганглии и нервные столбы;
б) нервный ствол, скопление нейронов в черепе и вблизи жизненно важных органов;
в) центральная и периферическая нервная система;
г) только центральная нервная система;
д) спинной и головной мозг.

2. Какие стимулы являются ведущими в коммуникации грызунов?

а) зрительные;
б) тактильные;
в) обонятельные;
г) акустические;
д) вибрационные.

3. Иерархическая структура сообщества макак поддерживается благодаря ...

а) самкам;
б) детенышам;
в) доминантным самцам;
г) самой старой обезьяне;
д) самой агрессивной обезьяной.

4. Какие способы ориентации не используются птицами во время перелета?

а) визуальный по наземным ориентирам;
б) по солнцу;
в) по расположению звезд;
г) по магнитному полю Земли;
д) по радиации.

5. Какой признак не свидетельствует о пластичности поведения высших позвоночных животных?

а) создание постоянных семейных пар;
б) смена территории размножения;
в) смена полового партнера;
г) повторное выведение потомства при гибели первого;
д) смена территории гнезда при угрозе детенышам.





Hosted by uCoz